Исторический очерк развития геодезии. Геодезия возникла в глубокой древности. Дошедшие до нас памятники свидетельствуют о
том, что за много веков до нашей эры в Египте и Китае имелось представление о том, как в различных случаях измерять земельные участки. Приемы измерения земли были известны и в древней Греции, где они получили теоретическое обоснование и положили начало геометрии, что в переводе с греческого означает земле измерение.
Геодезия и геометрия долго взаимно дополняли и развивали одна другую. Геодезия как наука складывалась и развивалась тысячелетиями.
Потребность в измерении Земли возникла на Руси еще в очень отдаленные времена. В
Государственном Эрмитаже (в Ленинграде) хранится камень, на котором высечена надпись: «В лето 6576 Глеб князь мерил морем по леду от Тмутороканя до Корчева 11 тысяч сажен». Это означает, что в 1068 г., т. е. в XI веке, было измерено расстояние между городами Таманью и Керчью через Керченский пролив по льду. В старейшем русском законодательном памятнике XII века «Русская Правда» содержатся постановления о межах, т. е. о границах земельных владений. Позже, в XV веке, описания земель и границ владений сопровождались измерениями. Работы по описанию земель продолжались и в последующие века, а в XVIII и XIX веках производилось сплошное генеральное межевание земель.
Измерения земной поверхности производились не только в интересах землевладения и
земельного обложения налогами, но и для строительных и военных целей. На западных и восточных рубежах нашей родины сохранились остатки оборонительных сооружений, свидетельствующие о таланте и самобытности мастерства древних русских строителей. Русская землеизмеритедьная техника развивалась также под влиянием потребности государства в географической карте. Карта Московского государства «Большой Чертеж» была первой русской картой. Время составления ее точно неизвестно. Изготовленная в одном экземпляре, она несколько раз пополнялась и исправлялась, а в 1627 г. за ветхостью была вычерчена заново. Первая карта Сибири была составлена в 1667 г. при тобольском воеводе П. И. Годунове. На этой карте была изображена территория от Уральского хребта до Тихого океана. В 1697 г. подробная карта Сибири была составлена сибирским «летописцем» С. Е. Ремезовым. Карта размером около 2х3 м исполнена на холсте. «Большой Чертеж» и карты Сибири являются главнейшими картографическими работами, исполненными в России в допетровскую эпоху.
Картографические произведения допетровской эпохи еще не имели строгой научной основы.
Новые экономические условия и политическая обстановка, сложившиеся при Петре I (1672—1725 гг.), предъявили новые требования к карте. Понадобились более совершенные карты в связи с развитием торговли, мореплавания, усилением обороны страны и развитием строительства заводов и фабрик для снабжения армии.
Первые топографические съемки в России были начаты в 1696 г. на реке Дону, а в 1715 г.—на реке Иртыше. В 1718—1722 гг. геодезисты И. М. Евреинов и Ф. Ф. Лужин выполнили топографические и географические работы на Камчатке и на Курильских островах. В 1720 г. «для сочинения ландкарт», т. е. для топографических съемок, геодезисты были направлены в шесть губерний.
В 1739 г. был учрежден Географический департамент Академии наук, объединивший
картографические работы в стране. В период с- 1757 по 1763 г. во главе Географического
департамента стоял Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765 гг.). Деятельность Географического департамента за этот период была очень плодотворна.
Первоначальной основой для карт служили астрономические пункты, положение каждого из которых на земной поверхности определялось широтой и долготой, полученными из
астрономических измерений. Позже для той же цели стали применять более совершенную основу, получаемую при помощи геодезических измерений и называемую геодезической опорной сетью.
К концу XVIII века в России было определено 67 астрономических пунктов. Это было
большим достижением для того времени. Ни одно государство Западной Европы не имело тогда такого числа астрономических пунктов.
Первые геодезические опорные сети были проложены в Виленской губернии и в Прибалтийском крае. Они создавались методом триангуляции, т. е. построением рядов смежных треугольников, вершины которых служили опорными точками. Высокая научная постановка таких работ в России принадлежит знаменитому русскому астроному и геодезисту, основателю и первому директору Пулковской астрономической обсерватории Василию Яковлевичу Струве (1793—1864 гг.).
Со времени организации в России Корпуса военных топографов, т. е. с 1822 г., съемочные
работы получили быстрое развитие, причем они, как правило, выполнялись на основе триангуляции.
Работы по прокладке триангуляции производились, помимо Корпуса военных топографов, и другими ведомствами: Горным - в Донбассе, Межевым - на Кавказе, Переселенческим управлением – в некоторых районах Сибири, Гидрографическим — по берегам морей, но результаты этих работ имели лишь местное значение и не были согласованы между собой.
С XVIII века в России народу со съемками для картографических целей стали развиваться и совершенствоваться специальные съемки: межевые, лесные, гидрографические, путей сообщения и др.
С развитием водных путей сообщения начали производить съемочные и гидрографические работы по изучению берегов Азовского, Черного, Балтийского, Каспийского и Белого морей. Были начаты работы по строительству водных систем и регулированию рек. До XVIII века основными средствами сообщения в России были реки в их естественном состоянии, а также сеть трактов и гужевых дорог. В XVIII веке началось строительство шоссейных дорог, а в XIX - железных дорог с паровой тягой, переустройство старых портов и строительство новых. Все это способствовало
дальнейшему росту и развитию инженерных применений геодезии. В конце XIX века вдоль дорог стали производить точное нивелирование, для закрепления которого закладывались на станционных зданиях и в стенах капитальных сооружений постоянные знаки - марки и реперы. Координаты опорных точек и высоты марок над уровнем моря с описанием их расположения опубликовывались в виде каталогов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий